Консультация для родителей «Если ваш ребенок после 5-ти лет не выговаривает звук [Р] или произносит его неправильно»

 

Консультация для родителей «Если ваш ребенок после 5-ти лет не выговаривает звук [Р] или произносит его неправильно»

Почему люди не выговаривают звук р

Одни люди учатся произносить его, когда осваивают речь, еще в раннем детстве, и при этом не возникает никаких затруднений. Другим людям это кажется целым искусством и нередко случается, что ребенок, не научившийся говорить р, так и проживает всю жизнь с дефектом речи. Причины такого отклонения могут быть следующими:

1. Короткая уздечка языка, которая мешает его свободному движению. Если дефект обнаружен в раннем возрасте, уздечку можно растянуть с помощью специальных упражнений, при отсутствии эффекта ее подрезают.

2. Недостаточное развитие мышцы языка из-за длительного использования пустышки и кормления малыша с бутылочки. Нарушение возникает и тогда, когда родители долго кормят ребенка мягкой или перетертой пищей.

3. Человек произносит звук неправильно, потому что слышит его иначе. Причина заключается в индивидуальных особенностях слухового анализатора. Дефект исправим, но на это требуется много времени.

4. Генетически обусловленная патология речевого аппарата. Такой дефект передается по наследству или появляется в период внутриутробного развития. Он практически не поддается коррекции упражнениями.

5. Копирование речи взрослых может привести к развитию нарушения, если кто-то из семьи не выговаривает звук или владеет языком, в котором картавость является нормой.

6. Нежелание малыша выговаривать правильно. Такие проблемы часто возникают у детей в раннем возрасте, и в этом случае проблему можно решить, лишь при использовании правильного психологического подхода.


Уздечка может быть либо слишком длинной, либо, наоборот, короткой. Язык в этом случае или не достигает неба, или недостаточно напряжен. Определить дефект может только доктор. Не впадайте в п

Отсутствие правильного произношения компенсируется человеком с помощью различных механизмов. Из них наиболее известные – это:

1. Горловой звук: при говорении задействуется мягкое небо или язычок в горле (а не кончик языка). Удивительно, что именно такое произношение является нормой во французском и немецком языках.

2. Полное отсутствие звука – дефект речи, при котором р вовсе выпадает из произносимого слова, или замена его на другие буквы (чаще всего – л). Нередко встречается у маленьких детей.

3. Кучерский звук: буква р произносится при вибрации губ, что нехарактерно для нормальной речи. Это похоже на сигнал «тпрру», с помощью которого кучер дает команду лошадям.

4. Носовое произношение, а также вибрация края языка – дефекты, при которых выдыхаемый воздух проходит в неправильном направлении, что вызывает искажение звука.

Иногда ребенок выговаривает твердую р, но не может произнести мягкую (в словах перед ь, е, я, ю, и).

Причины неверного проговаривания

Причин неправильной артикуляции при произнесении этого звука может быть несколько.

Вот основные из них:

  • Слабо развитый артикуляционный аппарат.
  • Неверное распределение дыхания при произнесении звуков.
  • Генетические особенности.
  • Проблемы с фонематическим слухом.
  • Природные особенности строения подъязычной связки (или уздечки).

Исправить данные недостатки можно имитативным способом (подражанием взрослому) или механическим (с использованием логопедического приспособления).

Иногда применяют сочетание и того, и другого метода.

Как научить ребенка выговаривать букву «р» и выполнять полезные упражнения для детей, можете узнать из видео-уроков логопеда:

Как научить ребенка выговаривать букву р

Чтобы научить малыша выговаривать звук р, нужно для начала запомнить такие правила:

1. Ребенок учится выговаривать простые звуки, а затем сложные. Поэтому до двух лет не стоит требовать этого от малыша, можно лишь подготовить его речевой аппарат с помощью легких упражнений.


2. Занятия целесообразно начинать при достижении ребенком пятилетнего возраста. Выполнение гимнастики может совпадать с моментом, когда малыш учится читать, а это позволяет расширить круг упражнений.

3. Маленькие дети не будут выполнять упражнения, если не испытывают к ним интерес. Поэтому самые эффективные методики разработаны именно на игровой основе.

4. Если родители начинают обучение ребенка, они должны пройти курс упражнений до конца. В противном случае малыш так и не освоит умение в полной мере (например, не сможет выговаривать или твердый, или мягкий звук).

5. Занятия проводят по графику и обязательно ежедневно. Перерывы сведут к нулю прежние успехи ребенка. Только частое повторение упражнений поможет довести правильное произношение до автоматизма.


Если родители решились самостоятельно устранить дефект речи у малыша, они сами должны ознакомиться со всем курсом занятий. Тогда не возникнет путаница при непосредственном выполнении упражнения.

Постановка звука [р]. Как преодолеть трудности и избежать ошибок

Постановка звука Р может осуществляться разными способами. Обычно у каждого логопеда есть несколько своих любимых и безотказно действующих способа. Я не буду про них рассказывать, они все подробно описаны в литературе. Остановлюсь на ошибках и трудностях, которые могут затруднить постановку и автоматизацию.

Трудности и ошибки,с которыми могут столкнуться молодые логопеды:

1. Пытаться поставить звук Р до того, как мышцы языка достаточно укреплены. Иногда получается вызвать вибрацию языка в этой ситуации, но язык во время произношения не удерживается у нёба, а опускается к нижним зубам, вызывая «тракторный»
звук.
Я рекомендую не спешить с постановкой звука Р до того, как будут идеально отработаны упражнения для укрепления мышц языка, типа «Барабанчик»«Грибок».

Если же к вам приходит ребенок, который по показу произносит подобие звука Р, при котором язык опускается вниз, не надо автоматизировать этот звук, а сначала укрепить мышцы языка.

2. Если не учесть особенности строения языка и прикрепления подъязычной связки, процесс автоматизации может затянуться. Объясню, почему.

Под «особенностью строения языка»

я имем ввиду прежде всего короткую подъязычную связку и /или короткий свободный кончик языка.

Встречаются дети, у которых при достаточно длинной подъязычной связке, она прикреплена слишком близко к кончику языка и процесс вибрации при этом затрудняется.

Вернее, звук Р сразу после постановки звучит как-то странно, он похож на множественную вибрацию, очень напряженную и неестественную. И такой неестественный, чрезмерно напряженный звук сохраняется даже на этапе автоматизации в свободной речи. В связи с этим, ребенок не может пользоваться таким звуком легко и свободно.

Визуально язык во время произношения такого звука Р не прижимается плотно к нёбу и кажется, что он вибрирует посередине, на некотором расстоянии от нёба.

В этой ситуации может быть 2 выхода: первый – начать автоматизацию в надежде, что звук Р станет одноударным (иногда это происходит, но чаще с мягким вариантом звука Р*) или обращаться к стоматологу с целью подрезания подъязычной уздечки и удлинения кончика языка.

По моим наблюдениям, сразу после удлинения кончика языка и заживления, звук Р становится естественным, «полетным», свободным.

И еще, чаще короткий кончик языка все-таки сочетается с короткой подъязычной связкой и внимание обращается именно на нее. Но если при короткой подъязычной связке будет достаточно длинный свободный кончик языка, подрезания, скорее всего, не потребуется.


Теперь возникает вопрос, как определить, что кончик языка слишком короткий? Тут есть несколько признаков:

A. Попросите ребенка сделать грибок и если кончик втягивается вовнутрь, наподобие округлой буква М, то это признак, что уздечка слишком натянута. Я подобрала несколько фотографий, чтобы стало понятно.

B. Если уздечка прикрепляется к языку не перпендикулярно, а как бы тянется к кончику под острым углом, это тоже значительно сокращает свободный кончик языка.

C. И третий признак – если поставленный звук Р звучит как-то странно, как будто идет множественная вибрация. Это вибрирует не только кончик, но и края языка.

В этой ситуации самый надежный и порой единственный выход – подрезать подъязычную связку.

Никогда не спешим направлять ребенка к стоматологу. Очень часто, если подъязычная связка короткая, но кончик языка достаточно длинный, удается растянуть связку упражнениями, поставить и автоматизировать звук Р.

Такой разговор чаще проводят после постановки звука Р (если это вообще реально сделать,т. к. иногда подъязычная связка на столько короткая, что постановка невозможна, некоторой автоматизации и если звук Р не стал одноударным.

Обычно родители слышат, что звук странный и им объясняют, из-за чего это происходит.

Не обязательно спешить, можно продолжить автоматизацию. Единственное условие, при котором следует поспешить – если ребенок вдруг начнет говорить горловой звук Р – тогда лучше не допускать автоматизацию такого искаженного звука.

И еще, я прошу родителей сформулировать цель визита – не просто подрезать уздечку, а именно удлинить кончик языка.

Вот фотографии разных подъязычных связок

1. На этой фотографии видно, что кончик языка втянут вовнутрь наподобие округлой буквы М.

Постановка звука [р]. Как преодолеть трудности и избежать ошибок

2. На второй фотографии видно, что подъязычная связка достаточно длинная, но прикреплена слишком близко к кончику и из-за этого тянет его, препятствуя свободной вибрации.



Комментарии